Излюбленный напиток французской богемы начала XX века, абсент, не обладал специфическим психотропным эффектом, полагают немецкие исследователи. По их данным, туйон, долгое время считавшийся «действующим веществом» традиционного абсента, содержался в нем в весьма незначительных концентрациях.

Мода на абсент, или полынную водку, пришла в Европу во второй половине XIX века. Этот крепкий алкогольный напиток стал источником вдохновения и причиной преждевременной смерти многих выдающихся художников и поэтов. В 10-20-е годы прошлого века абсент был запрещен в большинстве стран Европы и в США как мощный и опасный наркотик.

Долгое время психозы и галлюцинации, вызванные злоупотреблением абсентом, было принято объяснять действием туйона – органического соединения, содержащегося в полыни. В 80-е годы XX века, когда производство и продажа абсента в Европе возобновилась, содержание туйона в напитке было законодательно ограничено 35 миллиграммами на литр жидкости.

Изучив 13 образцов аутентичного абсента, произведенного до введения запрета в начале прошлого века, исследователи пришли к выводу, что разрушительное действие полынной водки вряд ли связано с высокими концентрациями туйона. Как выяснилось, в старом абсенте этого вещества было не больше, чем в современном, легальном и «безопасном» абсенте. Так, содержание туйона в исследованных образцах составляло от 0,5 до 48,3 мг/л, в среднем – 33,3 мг/л.

Метанол, сурьма, медь и некоторые другие компоненты, выделенные из образцов аутентичного абсента, содержались в нем в очень незначительных количествах и вряд ли могли вызвать какие-либо дополнительные эффекты на фоне основной составляющей – 70-процентного раствора этилового спирта. Таким образом, полагают ученые, психические отклонения, которые абсент провоцировал у знаменитых деятелей искусств, приходится списать на симптомы банального алкоголизма.