В последнее время участились слухи о том, что в рижских таксомоторных фирмах резко сокращается число водителей, якобы несколько крупных игроков рынка планируют сократить количество своих таксистов вдвое. Как выяснил "Телеграф", до массовых увольнений дело пока не дошло, но ситуация на рынке весьма тревожная.

Число машин сокращается

"В Риге действительно есть признаки кризиса, — заявил Телеграфу член правления организации работодателей таксомоторной отрасли Марис Гринбергс. — Это, в первую очередь, связано с инфляцией. Водителям такси элементарно не хватает заказов, и они ищут подработку на стороне.

Сейчас активно уходят с рынка мелкие частники. Так что, возможно, ситуация стабилизируется. По моей информации, в Риге действительно сокращается число водителей. Ведь у среднестатистического водителя есть норма денег, которую он за сутки должен сдать фирме, а еще надо заработать что-то для себя. Например, в Rīgas taksometru parks (RTP) некоторые машины давно стоят на приколе. Во всем мире таксомоторная фирма считается большой, если у нее более 50 машин. А у RTP, для сравнения, — 300.

К тому же не добавляет оптимизма таксомоторным фирмам и идея рижских властей допускать к работе в сфере таксомоторных перевозок только новые машины. Она, слава богу, пока не реализована, но жить точно не стало легче, потому что машины старше 10 лет каждые 3 месяца подвергаются проверкам. При этом на сегодняшний день в Риге в два раза больше машин такси, чем было в 2005 году. Конкуренция огромна".

Выживет сильнейший

Нет особого оптимизма и у руководителя фирмы Zelta bulta, больше известной как Smile taxi Алексея Игнатьева. "Кризис есть, — согласился он с коллегой. — Но, в первую очередь, это затрагивает маленькие фирмы. У них нет "подушки безопасности" в виде договоров с фирмами-клиентами на перевозку сотрудников. Наверное, именно они будут вынуждены покинуть рынок. И я считаю это правильным, потому что в отрасли должны оставаться только профессионалы.

В Риге примерно 7 больших стабильных фирм, которые смело могут назвать себя профессионалами. Наша в их числе. Лидером отрасли можно назвать Rīgas taksometru parks. У них очень много корпоративных клиентов, что гарантирует постоянный доход. Если у нас, например, 90 договоров с фирмами и 80 машин, то у RTP 300 машин и, думаю, как минимум 200 договоров с корпоративными клиентами. К тому же Rīgas taksometru parks — одна из немногих фирм, которые платят водителям зарплату. Думаю, именно в этой фирме как раз-таки все в порядке. И слухи об их трудностях сильно преувеличены. А вообще, во всех фирмах сейчас сокращается число водителей. У нас тоже некоторые работники пишут заявления об уходе. Человеку ведь всегда свойственно искать место получше. Но как показывает практика, через 2—3 месяца эти же люди приходят и просятся назад. Это скорее вопрос их профессионализма".

Rīgas taksometru parks сохраняет статус-кво

Точку в разговоре поставил руководитель Rīgas taksometru parks Леопольд Муйжниекс. "Кризис, несомненно, есть, — рассказывает он Телеграфу. — Когда в государстве все плохо, таксисты чувствуют на себе это первыми. Ведь если раньше человек, сделав покупки в магазине на 10 латов, за пятерку мог приехать домой на такси, то теперь этой суммы может не хватить даже на продукты. Что же касается слухов о том, что в нашей фирме число водителей сократится вдвое, то не верьте им. Мы все это время сохраняем статус-кво в этом вопросе. И будем сохранять его и в дальнейшем. Число водителей у нас стабильно".